среда, 20 января 2016 г.

Флеш-карточки: метод эффективного запоминания

Ряд сервисов позволяют учителю подготовить флеш-карточки. 
Заинтересовался вопросом об их назначении и методике применения.  Оказывается, как утверждают многие авторы, метод работы с флеш-карточками известен давно и активно применяется как воспитателями, так и учителями. Методику разработал профессор Макото Шичида для развития и ускоренного обучения детей. Самым большим успехом и популярностью этот метод пользуется в Японии, где его практикуют уже более 40 лет. Методика развития способностей профессора Макото Шичида основана на том, что левое и правое полушарие мозга имеют особые возможности – правое имеет возможность много запоминать, а левое может с огромной скоростью обрабатывать информацию, которую получил человек, изображая ее в картинках. 
Вместе с тем ряд источников утверждают, что широко используемый метод для эффективного запоминания и повторения с помощью флеш-карточек, предложил немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер в 70-е годы XX-го века. В его основе лежат интервальные повторения, благодаря которым запоминание материала происходит поэтапно, с учётом выбранной цикличности повторений.
Немецкий психолог С.Лейтнер заметил, что информация начинает теряться спустя 20 минут после её получения. Через 2-е суток остаётся в памяти уже ¾ от начального объёма, а через неделю 80% услышанного и увиденного и не применённого на практике напрочь забывается. Технология цикличности в подаче информации даёт возможность взять эти 20% остаточных данных и постепенно перевести их в 100%-й результат. Метод Лейтнера, учитывающий интервальные повторения, позволил выработать особый подход к овладению иностранными языками посредством использования функций памяти. Хотя с его помощью можно изучать не только иностранные языки, но и правила дорожного движения, различные предметы из школьной программы, рабочие инструкции и др.
Память представляет собой получение, запись и воспроизведение в нужный момент определённого материала. По характеру запоминания она делится на 3 вида:
- кратковременную (удерживает последние события лишь частично);
- оперативную (необходима для выполнения конкретных действий; после завершения процесса информация уже не нужна, поэтому забывается насовсем; или она понадобится нескоро, в связи с чем откладывается в дальние уголки памяти);
- долговременную (позволяет отлично запоминать, а затем хранить события, эмоции, действия, факты в первоначальном объёме и работать с ними в любой момент времени).
Методика «в двух словах»:
У флеш-карточки две стороны, на каждую сторону можно нанести определенную информацию (картинка  - надпись; слово (на иностранном языке) – слово (на русском языке); термин – его определение; возможны и другие варианты). Учащийся просматривает карточки и нажимает «правильно - неправильно» («знаю – не знаю») после каждой проверки (под флеш-карточками обычно стоят значки-оценки правильности ответа). В конце работы интернет-сервис может выдавать информацию результативности (например, круговую диаграмму в процентах), или постепенно сводить к минимуму количество предъявляемых учащемуся карточек.
Кроме того, для организации работы на печатных носителях («бумажной» работы) многие сервисы предоставляет возможность скачать флеш-карточки в формате Word или PDF.
Можно опробовать следующие web-сервисы:
goconqr.com
www.cram.com
www.flashcardmachine.com

Мне больше по душе первые два!

Комментариев нет:

Отправить комментарий